Лоренцо Бернини Блаженная Лодовика Альбертони
Лоренцо Бернини Блаженная Лодовика Альбертони

Скульптура Италии

Джан Лоренцо Бернини

Лоренцо Бернини Св.Лонгин
Лоренцо Бернини Св.Лонгин

Влияние Донателло на развитие скульптуры кватроченто и сходная роль Микеланджело в следующем столетии предшествовали поло¬жению Бернини в Риме в период барокко. Как и оба его предшест¬венника, Джан Лоренцо Бернини был личностью, которая домини¬ровала в художественных кругах Рима в XVII столетии, но можно спорить о том, было ли его влияние на искусство своего времени более значительным, чем мастеров, живших ранее.

Он родился 7 декабря 1598 года и обучался в мастерской своего отца, художника и скульптора Пьетро Бернини, которого папа Па¬вел V вызвал в 1605 году в Рим для работы над мраморным релье¬фом на сюжет Вознесения для церкви Санта Мария Маджоре (см. слева). Вдохновленный художественными богатствами Рима, а так¬же произведениями искусства классической Античности, молодой Бернини также испытывал и сильное влияние учения св. Игнатия Лойолы. Его первыми опытами стали произведения живописи. Тем не менее его биограф Филиппо Бальдинуччи, чья биография Берни¬ни увидела свет во Флоренции в 1682 году, сообщает, что Бернини начал ваять скульптуры в восьмилетнем возрасте и получил первый самостоятельный заказ, будучи 16 лет от роду. Уже в его ранних произведениях, таких, как группа "Коза Амалфея с младенцем Зев¬сом и юным сатиром" (см. справа), находящаяся на вилле Боргезе, видна виртуозная техника обращения с мрамором и замечательный талант, который, в частности, проявляется в том, как Бернини впи¬сывает свои скульптуры в окружающее пространство.

Лоренцо Бернини Экстаз св.Терезы
Лоренцо Бернини Экстаз св.Терезы

Четыре знаменитые мраморные скульптуры на вилле Боргезе, созданные Бернини по заказу своего покровителя кардинала Счи-пионе Каффарелли Боргезе между 1618 и 1625 годами, отметили на¬чало творческого периода, который принес ему славу ведущего скульптора Италии, "Микеланджело своего времени". Бернини с за¬метным энтузиазмом восстанавливал в своих произведениях клас¬сические формы, особенно те, которые, как казалось, были к тому времени "испорчены" маньеризмом. Группа "Эней и Анхис" (см. с. 280, слева), в которой Бернини изложил в мраморе рассказ Верги¬лия о том, как Эней покинул горящую Трою, заняла свое место уже в 1619 году. Это произведение должно было подтвердить миф об имперском прошлом и основании Рима, в соответствии с которым Эней, бежавший из Трои, заложил Вечный город, являясь, следова¬тельно, предшественником Церкви и папства.

Эрколе Феррата

Эрколе Феррата Сожжение св.Агнессы
Эрколе Феррата Сожжение св.Агнессы

Эрколе Феррата (1610-1686), как и Рагги, был родом из Валь д'Интельви близ Комо, города, богатого художественными тради¬циями. Поначалу он обучался в Генуе, но в 1637 году уже упоминается как член гильдии скульпторов Неаполя. В 1646 году он наконец прибыл в Рим, где учился сначала у Бернини, затем - у Альгарди. После смерти последнего он организовал собственную мастерскую, где тем не менее продолжал исполнять заказы Бернини. В то же время он обучал множество начинающих скульпторов, преподавая им уроки вкуса и суждений об искусстве.

Принадлежащий Феррате мраморный рельеф "Избиение камня¬ми святой Эмеренцианы" (см. справа) был создан как парный к работе Рагги "Смерть святой Агнесы" и помещался в правом боковом алтаре церкви на пьяцца Навона. Скульптор с глубоким сочувств! ем изобразил момент мученичества, который описывается в той легенде" всего двумя фразами: "Когда друзья предавали земле тело, им самим едва удалось избежать камней, которые в ли язычники. Эмеренциана, молочная сестра святой Агнесы, кото¬рая была очень предана христианству, хотя еще и не прошла обряда крещения, оставалась у могилы; она поносила язычников резкими словами, пока сама не была забита камнями".

Франсуа Дюкенуа

Франсуа Дюкенуа св.Андрей
Франсуа Дюкенуа св.Андрей

Франсуа Дюкенуа (1597-1643), известный в Италии как "Иль Фьямминго" (Фламандец) прибыл из Брюсселя, где он обучался в мастерской своего отца Жерома Дюкенуа. По прибытии в Рим он занялся резьбой по слоновой кости, а также реставрацией античной скульптуры. Это тесное знакомство с памятниками древности и восхищение живописью Рафаэля сформировали его собственный стиль, который он позже развил, изучая вместе с Никола Пуссеном (1594-1665) "Вакханалию" Тициана на вилле Людовизи. Видимо, это произведение послужило источником вдохновения для созда¬ния характерного типа путто, который появляется в его дальней¬ших работах. В 1626 году Дюкенуа жил в одном доме со своим другом Пуссеном. Мастеру, получившему приглашение из Парижа, не суждено было стать придворным скульптором короля Людови¬ка XIII, поскольку по пути во Францию Дюкенуа заболел и умер 19 июля)(1643 года. Он был одним из самых выдающихся скульпторов из Нидерландов, творивших в Риме при жизни Бернини.

Если произведения Альгарди несли на себе отпечаток влияния Бернини, "Святая Сусанна" Дюкенуа (см. вверху) демонстративно отвергает эти принципы, несмотря на то что его мастерство в оп¬ределенном смысле достигает уровня религиозных скульптур Бернини. Взор святой не устремлен вверх к небесам подобно то¬му, как это сделано в большинстве произведений римской скульп¬туры периода сейченто, напротив, присущий им пафос сведен до уровня образа простого человека. Поза, в основе которой лежат принципы античной эстетики, отличается от присущих Бернини мистификаций естественности и человечности. Прибегнув к использованию античного одеяния, которым тщательно обернута фигура, Дюкенуа демонстрирует основные свойства характера св. Сусанны - целомудрие и чистоту. Уже современники расценивали этот шедевр скульптора в рамках прогрессивных, ориентирован¬ных на классику тенденций в развитии искусства скульптуры. Другим крупным произведением стал "Святой Андрей" в нише опоры средокрестия собора св. Петра, в образе которого нашло отражение смешение нескольких стилей. В противоположность "Сусанне" эта скульптура выполнена в духе барочного пафоса Бернини. По всей видимости, непосредственное участие в работе над замыслом "Святого Андрея" принимал сам Бернини.

Hosted by uCoz