Лоренцо Бернини Блаженная Лодовика Альбертони
Лоренцо Бернини Блаженная Лодовика Альбертони

Скульптура Голландии

Хендрик Франс Вербрюгген кафедра
Хендрик Франс Вербрюгген кафедра деталь

После разделения Нидерландов по религиозному признаку в XVII ве ке лишь один скульптор протестантского севера добился междуна родной известности. Это был Хендрик де Кейсер (1565-1621) -скульптор и архитектор, впоследствии ставший главным городским архитектором Амстердама. Его творчество в области скульптуры и архитектуры восходит к наследию итальянского маньеризма, одна ко по стилю его работы едва ли сравнимы с произведениями такого выдающегося скульптора, как, например, Адриена де Вриза. После смерти Хендрика де Кейсера начатый им шедевр - надгробие Виль гельма I Оранского, заказанное в 1614 году и установленное в Но вой Церкви в Дельфте — было закончено его сыном Петером (см. вверху слева). В светлом и богато украшенном павильоне полулежа щая фигура правителя соседствует с его портретом, выполненным в бронзе; у ног усопшего помещена аллегорическая фигура Славы. Согласно пуританскому духу, ни одна из расположенных в боковых нишах четырех бронзовых фигур, олицетворяющих основные за слуги покойного, не обнажена полностью или частично. Хендрик де Кейсер не основал школы и обучил очень мало скульпторов; после его смерти художники из южных земель устремились на север.

Многие нидерландские мастера, например, Ян ван Ноет, Питер-Денис Плумир, Эгид Вергелст, Гильельм де Гроф, Габриель Групел-ло, Петер Вершаффелт, работали в основном за пределами страны, и мастерская Квеллина, которой руководил Арт Квеллин Старший (1609-1668) - наиболее выдающийся голландский скульптор XVII столетия - представляла собой самое значительное явление в скульптуре Нидерландов этого времени. Родившийся в Антверпене и обучавшийся у своего отца Эразма Квеллина (1584-1639), он вна чале работал у Франсуа Дюкенуа в Риме, а по возвращении в Ан тверпен в 1639 году вошел в окружение Рубенса. В 1650 году Квел лин приехал в Амстердам, где оставался в продолжение 15 лет; там он создал аллегорические рельефы и четыре фигуры кариатид для городского дворца. Подписанный им бюст Антона де Греффа (см. вверху справа), относящийся к этому периоду, представляет члена правящей фамилии в официальной одежде и позе. Основной вклад Квеллина в историю искусства заключается в том, что ему удалось выразить средствами скульптуры эстетическую философию худож ника Питера Пауля Рубенса.

Лукас Фейдербе

Лукас Фейдербе надгробие архиепископа Андреаса Круезена
Лукас Фейдербе надгробие архиепископа Андреаса Круезена

Родившийся в Мехелене самый знаменитый представитель художественной династии Фейдербе - Лукас Фейдербе (1617-1697) в возрасте 19 лет пришел в мастерскую Рубенса и работал с ним в течение трех лет. Как и Квеллин, Фейдербе также следовал стили¬стике Рубенса как в своих бронзовых миниатюрах, так и в боль¬ших работах. Его эклектичная манера разрушает соотношение за¬мысла композиции и расположения фигур, и это особенно замет¬но в его масштабных работах, где ощутимо влияние Бернини. Над¬гробие архиепископа Андреаса Круезена в кафедральном соборе Мехелена (см. вверху слева) изображает епископа в полном одея¬нии, преклонившим колени перед фигурой стоящего Христа. Пе¬ред ним лежит его митра, а позади него Хронос - символ мимо¬летности жизни. Основным занятием Фейдербе была его деятель¬ность на посту главного архитектора церкви Мадонны Хансвийк в Мехелене.

Ромбоут Вергюльст

Ромбоут Вергюльст надгробие Йохана Полиандра ван Керховена
Ромбоут Вергюльст надгробие Йохана Полиандра ван Керховена

Ромбоут Вергюльст (1624-1698) также был родом из Мехелена; в 1648 году он работал вместе с Артом Квеллином над украшением городского дворца в Амстердаме. Вскоре, наряду с этим мастером, он завоевал славу ведущего голландского портретиста второй по¬ловины XVII века, и к нему часто обращались с заказами на созда¬ние надгробных памятников по всей стране. Среди его многочис¬ленных работ - надгробие Йохана Полиандра ван Керховена в Лей¬дене (см. с. 318, вверху), которое считается одним из лучших его произведений. Покойный представлен здесь в позе отдыхающего, опершегося головой на левую руку. То, как скульптор изобразил лицо и руки, равно как и натуралистически переданные детали одежды и волос, говорит о том, что перед нами один из самых замеча тельных голландских скульпторов своего времени.

Хендрик Франс Вербрюгген

Хендрик Франс Вербрюгген кафедра
Хендрик Франс Вербрюгген кафедра

Среди выдающихся достижений скульптуры Нидерландов, безу словно, необходимо упомянуть церковные кафедры, которые ис кусствоведы обычно обходят своим вниманием. Убранство цент рального нефа церкви святой Гудулы в Брюсселе - произведение выдающееся и в художественном плане, и по размерам. Перед тем как Хендрик Франс Вербрюгген (1654—1724) получил этот заказ от конгрегации иезуитов в Левене в 1659 году, он работал над украше нием многочисленных церквей в Антверпене, как и его отец Питер Вербрюгген (1615-1686). В своем замысле кафедры в церкви святой Гудулы Вербрюгген решил объединить сюжеты Ветхого и Нового заветов, представляя спасение и искупление. Каркасом конструк ции служит массивный ствол дерева, ветви и сучья которого выхо дят за пределы балдахина.

В передней нижней части кафедры зри тель видит сцену изгнания Адама и Евы из рая; их сопровождает ангел, размахивающий мечом. Отклоняясь от традиционной моде ли, скульптор дополнил композицию сопровождающей их фигурой Смерти. С этой сценой перекликается другая, представленная на шатре, где помещены фигуры Девы и Младенца Христа. Божья Матерь олицетворяет новую Еву, а Христос - спаситель человечест ва - убивает змея. Флора и фауна представлены в привычном зем ном виде, а балдахин, поддерживаемый ангелами, будто бы парит в небесной сфере. Между ними находится место проповедника, его форма напоминает очертаниями земную сферу. "Кафедра в виде земного шара становится местом, где... церковь представлена на зе мле в виде пути к спасению", - пишет Сюзанна Геезе. Воздвигнутая в 1699 году в иезуитской церкви в Левене, эта кафедра была перене сена на свое теперешнее место в 1773 году.

Hosted by uCoz