Лоренцо Бернини Блаженная Лодовика Альбертони
Лоренцо Бернини Блаженная Лодовика Альбертони

Скульптура Франции

Бальтасар и Гаспар Марси Огненные кони Аполлона
Бальтасар и Гаспар Марси Огненные кони Аполлона

В первой половине XVII века французская барочная скульптура мало согласовывалась с эстетическими установками, которые стали преобладать после вступления на трон Людовика XIV. До этого времени во французской скульптуре господствовали различные стили и школы европейской скульптуры. Здесь можно заметить влияние и римского барокко, и нидерландской скульптуры, и даже некоторые элементы маньеризма Джамболоньи. Главенствующей тенденцией было стремление к монументальности, которое разви¬валась в период перехода к раннему французскому барокко такими скульпторами, как Жермен Пилон (около 1525-1590).

Пьер Пюже

Пьер Пюже Встреча Александра с Диогеном
Пьер Пюже Встреча Александра с Диогеном

Если Сарразен развивал классические тенденции французской скульптуры эпохи барокко, то другой мастер -Пьер Пюже (1620-1694), - также находившийся под впечатлением работ Мике-ланджело и в особенности Бернини - подходил к скульптуре с ба¬рочным пафосом и скорее эмоциональными, чем академическими мерками. Пюже родился в Марселе и получил начальное образова¬ние в мастерских по изготовлению резных изделий для кораблей. В 1638 году он отправился в Италию и работал там при Пьетро да Кортоне в области создания декоративной лепки и росписей. С 1643 года он был скульптором в Тулонском арсенале — самой большой верфи Франции, где в основном занимался резьбой по дереву; укра¬шение кораблей составляло его основную деятельность в период с 1643 по 1679 год. Живописные работы Пюже, в основном религиоз¬ного содержания, были исполнены в манере Карраччи и Рубенса. Среди его первых значительных архитектурных и скульптурных работ - оформление входа в ратушу Тулузы (1656). Во время своего второго приезда в Италию он посетил не только Рим, но и Геную, где среди других работ создал монументальные фигуры "Святой Себастьян" и "Благословенный Алессандро Саули" для церкви Сай¬та Мария Асунта ди Кариньяно (1664-1668). Эти работы, заказан¬ные семейством Саули, выполнены целиком в традиции римского барочного искусства Бернини. Известно, что, вернувшись в Тулон около 1670 года, он стал руководить постройкой кораблей на верфи и, кроме того, находил время для исполнения обязанностей город¬ского архитектора Марселя. В этой должности он разрабатывал грандиозные планы развития города и возведения новых построек, таких, как рыбные рынки и большие жилые дома.

Начало последнего периода творчества Пюже отмечено созданием мраморной фигуры Милона Кротонского для версальского парка (см. с. 304, справа). В этой своей главной работе он изобразил момент, когда на Милона нападает лев, с большим натурализмом и одновременно огромным напряжением. Современник Пифагора, Милон был борцом из Кротоны; он упоминается в "Метаморфозах" Овидия (XV, 229). Его лицо сведено страхом, когти зверя вонзаются в его бедро; это произведение, кажется, является вызовом эстетике современной мастеру изящной придворной скульптуры.

Хотя Людовик XIV был знаком с мраморными рельефами Пюже "Встреча Александра с Диогеном" и "Освобождение Персеем Ан¬дромеды", он не сделал никаких заказов скульптору. Тем не менее пульсирующая напряженность и натурализм его произведений обес¬печили ему исключительное место в барочной скульптуре Франции.

Франсуа Жирардон

Франсуа Жирардон Апполон и нимфы
Франсуа Жирардон Апполон и нимфы

Франсуа Жирардон (1628-1715) из Труайе был последователь¬ным адептом Парижской академии в ее взглядах на скульптуру.

После недолгого периода обучения в родном городе он прибыл в Рим между 1648 и 1650 годами, где познакомился с Бернини. Тем не менее его работы характеризуются полным отрицанием барочной манеры Бернини и возвратом к классическим античным образцам. Знаменитая группа "Аполлон и нимфы" (см. с. 307) - аллегория Короля-Солнца - один из главных символов садовой скульптуры Версаля. Образцом для Аполлона послужила фигура Аполлона Бельведерского в Ватикане. Нимфы омывают и умащивают Аполлона, возвратившегося вечером после путешествия в солнечной колеснице, в то время как его огненные кони отведены для купания в грот в левой стороне композиции (см. с. 306). Образ содержит аллюзию на Короля-Солнце, который, как и солнечный бог, окружен неослабевающим вниманием своих подданных и заслуживает такого же почтения. Этот символ был понятен в то время каждому зрителю.

Гробница кардинала Ришелье, созданная между 1675 и 1694 годами, сначала находилась на центральной оси церкви Сорбонны в Париже, откуда этот государственный муж в сопровождении алле¬горических фигур Религии и Знания мог обращаться непосредст¬венно к алтарю. Скульптура Жирардона была выдержана в стиле античной гробницы, где усопший был представлен полулежащим на своем саркофаге и одновременно присутствующим в потусторон¬нем и земном мире. В отличие от многоуровневого строения "Похищения сабиня¬нок" работы Джамболоньи, группа "Похищение Прозерпины" (см. справа), которая в какой-то мере повторяла находки итальянского мастера, выполнено одномерно и выглядит скорее как рельеф, не¬жели как скульптура. Здесь, разумеется, присутствует барочный элемент движения, но одновременно внутренняя напряженность и эмоциональная экспрессивность произведения ограничена строгим следованием канонам и стремится к симметрии формы.

Рене-Мишель Слодц

Рене-Мишель Слодц надгробие Ленге де Жержи
Рене-Мишель Слодц надгробие Ленге де Жержи

Работа Рене-Мишеля Слодца (1705-1764) все еще несет на себе влияние формальных принципов римского барокко; его скульптуру можно сравнить по стилю с доклассической манерой Бушардона. Родившийся во французской художественной семье выходцев из Фландрии, он учился у своего отца Себастьена Слодца (1655-1726), прежде чем получить стипендию от Академии. Он стал самостоя¬тельным скульптором в Риме в период между 1736 и 1746 годами. Главные его произведения были выполнены именно в это время. Среди них мраморная композиция "Святой Бруно отказывается от епископства" в соборе св. Петра (1740-1744) и мавзолей Алессандро Грегорио Марчезе Каппони в церкви Сан Джованни деи Фьорентини (1745-1746). В Париже он работал вместе со своими братьями Себа-стьеном Антуаном (1695-1754) и Полем-Амбруазом (1702-1758) в основном над украшением дворца. Единственной монументальной его работой в этот период был надгробный памятник Жана-Батиста Ланге де Жержи (1757) в церкви Сен-Сюльпис в Париже (см. слева).

Hosted by uCoz