Филиппо Ювара садовый фасад дворца
Филиппо Ювара садовый фасад дворца

Живопись Голландии

XVII столетие считается золотым веком Нидерландов. Это представ¬ление восходит к голландскому писателю Арнольду Хоубракену: в 1721 году он издал труд, в котором были собраны биографии нидер¬ландских художников предыдущего столетия. Никакая другая стра¬на или эпоха не дала миру столько живописцев, творчество которых не забыто и в наши дни. Понятие "земного рая" относится в первую очередь к Голландии, расположенной на севере Нидерландов и явля¬ющейся самой крупной из семи северных провинций. Населенный крестьянами и рыбаками север не выделялся к началу столетия в культурном отношении и в этом совершенно не походил на южные провинции, в частности, на Фландрию, где в больших торговых горо¬дах Брюгге и Генте еще в XV веке бурно развивалась культурная жизнь, а такие художники, как Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг и Рогир ван дер Вейден могли сравниться с великими итальянскими мастера¬ми. В XVI веке бурный рост промышленности происходил в Антвер¬пене и Брюсселе. Процветала в этих городах и культурная жизнь, до¬стигнув наивысшего подъема в живописи Питера Брейгеля.

Все провинции Нидерландов находились сначала под бургунд¬ским правлением, а затем под властью Габсбургов, до тех пор, пока испанский король Филипп II не принял власть из рук своего отца, императора Карла V. После иконоборческого восстания 1566 года Филипп II разгромил протестантов и установил жестокий режим Инквизиции. В 1568 вспыхнула война за независимость, продолжав¬шаяся восемьдесят лет, однако своей цели добились лишь северные провинции, находившиеся под сильным влиянием кальвинизма; ка¬толический юг остался под властью испанцев. В 1579 году северные провинции объединились в Утрехтскую унию, а в 1609 году проти¬воборствующие стороны заключили перемирие. Благодаря этому образовалась независимая Республика Соединенных провинций.

Рост значения Амстердама как нового центра торговли начался после того, как испанцы осадили Антверпен (1585) и блокировали реку Шельду, вследствие чего город оказался в изоляции. Голланд¬цы быстро построили сильный флот, и уже в 1588 году сумели одер¬жать победу над испанскими морскими силами. В 1602 году была создана Вест-Индская компания. Голландия быстро превратилась в мощную торговую державу, которая к середине столетия уже всту¬пила в борьбу с Англией за власть над морями. Новая нация начала развивать свою собственную культуру.

Поначалу искусство было тесно связано с традициями Фланд¬рии, принесенными множеством эмигрантов, приехавших с юга в голландские города. Однако вскоре у Голландии проявился и свой индивидуальный характер, основанный на новом взгляде на мир и отмеченный национальной гордостью голландцев за свою выстра¬данную независимость и бурное процветание.

Франс Хальс

Франс Хальс Смеющийся кавалер
Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в Марсель

Портрет в Голландии XVII века выполнял в основном представи¬тельские функции. Художникам позировал всякий, кто был наделен чувством собственной значимости. Голландские художники пони¬мали, насколько важно изобразить положение и достоинство сво¬его заказчика. Но гораздо больше, чем прежде, от мастера кисти требовалась верность жизненной правде. Как и в пейзажах, натюр¬мортах и жанровых сценах, портретисты тоже стремились к дости¬жению реализма, разрушавшего заимствованные каноны и догмы. Новаторские шаги предприняли в начале века художники из бога¬того прибрежного города Гарлема: Эсайас ван де Вельде в пейзаж¬ной живописи, Биллем Бейтевег в жанровой, Франс Хальс в портре¬те. И разумеется, Рембрандт, намного превосходящий большинство портретистов своего времени.

Франс Хальс прожил в Гарлеме всю жизнь и писал только порт¬реты, некоторые из них можно также отнести к жанровым карти¬нам. Они изображают простых людей, лекарей-шарлатанов, торго¬вок рыбой, смеющихся детей или безумную "Малле Баббе" с ее кувшином. Жизнерадостность и новаторский характер отличают даже наиболее официальные парадные портреты Хальса. Его "Смеющий¬ся кавалер" (см. с. 433) изображен, согласно традиции, в половину роста; классическая поза мужчины, упершегося рукой в бедро, точ¬но передает его самоуверенность. И тем не менее Хальсу удается лишить своего героя застывшей статичности, обычно сопровождав¬шей такую позу. Это объясняется блестящей техникой живописи: глубокий черный тон контрастирует с ослепительно белыми фраг¬ментами и насыщается искрящимися красками богато отделанного камзола. Художник обнаруживает и блестящее владение компози¬цией: ни одна из важнейших линий не совпадает с направлением, диктующимся границами картины. Игра оттенков "выталкивает" изображение вперед, за поверхность полотна, особенно правую ру¬ку персонажа. Фигура мужчины внушительна и материальна. Одна¬ко реальность его присутствия достигается более всего благодаря выражению лица. В обычных портретах взгляд изображаемого обычно устремлен куда-то вдаль, скользит мимо или даже сквозь зрителя. Здесь же кавалер словно обменивается со зрителем взгля¬дами, почти говорит с ним. Кажется, что его улыбка вот-вот сме¬нится веселым смехом и нарушит его элегантную позу. И это ощу¬щение непосредственного контакта придает особое очарование тво¬рению Хальса.

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в Марсель
Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в Марсель

Рубенс много путешествовал.Сразу после окончания учебы он направился в Италию; в Антверпене, страдавшем под испанским игом, трудно было най¬ти заказы. В Италии же герцог Манту-анский Гонзаго, тут же назначил его придворным художником. Тем време¬нем Рубенс посещал и другие города, изучая великих мастеров Возрожде¬ния, и начинал развивать свою собст¬венную манеру письма. С помощью Гонзаго он рано начал получать зака¬зы и от других мелких князей. В 1609 году брюссельский штатгаль¬тер, подчиненный испанскому королю, назначил его придворным художни¬ком; однако Рубенс продолжал жить в Антверпене. Инфанта Изабелла, боль¬шая поклонница искусств, постоянно поддерживала мастера. Через нее он устанавливал дальнейшие контакты с правителями европейских династий.

Успех сопутствовал Рубенсу, а его но¬вый социальный статус вскоре, через год после возвращения на родину, был подкреплен браком с Изабеллой Брант, дочерью знатного вельможи и государственного секретаря. В "Авто¬портрете с Изабеллой Брант" (см. слева), написанном по случаю их свадьбы, Рубенс демонстрирует в равной степени любовь и гордость. Жену он любил всю жизнь, и на картине не¬сомненна их интимная близость. По¬добная демонстрация эмоциональной связи нечасто встречается на парад¬ных портретах, создававшихся в пред¬ставительских целях, поскольку лю¬бовь между супругами далеко не все¬гда являлась основой для заключения брака. Рубенс и Изабелла почти не¬ощутимо склоняются друг к другу, объединенные гармонией душ, а жи¬молость, вьющаяся вокруг новобрач¬ных, словно невзначай, выражает их единение на символическом уровне.

И в то же самое время этот портрет носит явно парадный характер, несмо¬тря на интимность увитой жимоло¬стью беседки. Его представительская роль указана не только поразительно богатой одеждой, но и тем, что фигу¬ры четы новобрачных изображены в полный рост. На портрете твердо зая¬влено доминирующее положение му¬жа; Изабелла сидит у его ног, и эта ее поза не маскируется даже высокой шляпой. Кинжал, как символ принад¬лежности к аристократии, который муж держит в левой руке, почти так же важен для Рубенса, как жена, ко¬торой он протягивает правую руку. Рубенс был осыпан почестями: в 1624 году испанский король прибли¬зил Рубенса к знати, в Кембридже ему была присуждена степень магистра искусств и он был посвящен в рыцари в Уайтхолле.

Рубенсу повезло, ведь его жизнь могла сложиться и иначе. Отец художни¬ка, Ян Рубенс, протестантский адвокат и советник герцогини, был вынужден бежать из Антверпена после ико¬ноборческого восстания, и Питер Пауль родился в Зигене на западе Гер¬мании. Его мать, католичка, вернулась оттуда на берега Шельды после смер¬ти мужа. Оставшись почти без средств, она даже не могла оплатить учебу младшего сына в латинской школе, и мальчику пришлось несколь¬ко лет служить пажом у овдовевшей графини, прежде чем он начал учиться живописи. Однако, благодаря брату Филиппу, Рубенс познакомился с тру¬дами мыслителей-гуманистов и про¬должал свое образование самостоя¬тельно. Филипп учился в Антверпене вместе со знаменитым гуманистом Юстом Липси, который, под влиянием бесконечных войн, бушевавших в тот период, стал последователем римско¬го стоицизма. Взгляды на жизнь, сформировавшиеся у Питера Пауля Рубенса, в значительной мере отмече¬ны идеями этой школы и отразились на истоках его творчества. В письмах он выражает уверенность, что человек, достойный называться таковым, должен уважать разум, как высшую силу. Все остальное должно подчи¬няться этому; эмоции нужно держать под контролем.

В картине "Пьяный Силен" Рубенс графически иллюстрирует животное начало, пробуждающееся в человеке из-за избыточного потребления вина. Беспомощность старика из свиты бога виноделия Бахуса выписана особенно детально. "Пьянство отнимает руки, ноги и разум" - учит нас история Си¬лена. "Оно забирает деньги, разжига¬ет слепую страсть Венеры и Марса и несет прежде срока смерть", - предос¬терегает нас гравюра, выполненная по другому выполненному Рубенсом ва¬рианту "Силена". Впрочем, в обеих ра¬ботах художник изображает челове¬ческую слабость с насмешливым со¬чувствием, признавая, что плотские желания свойственны человеку и ни¬кто не свободен от них полностью. Разум и дисциплина были незыбле¬мыми правилами в жизни самого Ру¬бенса и позволили ему добиться не¬слыханного для художника богатства. Обладая острым деловым чутьем, он организовал работу в своей мастер¬ской так, словно это была фабрика.

Должность придворного художника позволяла ему превысить допустимое по правилам гильдии число учеников. Он обратился к испанскому королю с прошением о дворянском титуле, хо¬рошо понимая, что это принесет ему независимость от гильдии и налогов. И вскоре он приобрел в родном горо¬де обширное поместье, а в начале 1620-х годов переехал в импозантный городской дом (см. внизу слева), где, помимо своей резиденции, разместил мастерскую, торговые помещения и крупную художественную коллекцию. Дом он обставил так, что мог прини¬мать в нем высокопоставленных посе¬тителей.

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт ван Рейн Хендрике
Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в Марсель

Если у Рембрандта и было что-то об¬щее с Рубенсом, кроме выдающегося художественного таланта, так это ог¬ромные амбиции. Тридцатидвухлет¬ний Рубенс продемонстрировал ари¬стократическую надменность в своем свадебном портрете, а Рембрандт в тридцать четыре года также изобра¬зил себя преуспевшим в жизни: в бар¬хате и шелках, мехах и драгоценных камнях, он исполнен достоинства и уверенности в себе. А знаток этой эпохи заметит еще и то, что художник не только наряжен в костюм начала XVI века, но и сама его поза вызывает аллюзии на широко известные портре¬ты Тициана и Рафаэля, изображающие Ариосто и Кастильоне. Таким об¬разом, Рембрандт окружает себя оре¬олом высокой культуры и изысканных манер, присущих этим двум личностям эпохи Возрождения. И подобно Тици¬ану, с 1633 года Рембрандт подписы¬вает свои работы только своим име¬нем, самоуверенно помещая себя в ряд представителей великой традиции.

К 1640 году Рембрандт и в самом деле достиг вершины своей творческой карьеры. За девять лет до этого он уехал из родного Аейдена, где обучил¬ся ремеслу художника и открыл свою первую мастерскую, и перебрался в Амстердам, надеясь получить здесь больше заказов. В течение первых че¬тырех лет работы он написал более пятидесяти портретов, каждый из которых приносил ему до пятисот гульденов, в то время как рабочий мог за¬работать за целый год всего лишь око¬ло сотни гульденов. Один заказ исхо¬дил даже от самого штатгальтера, по¬ручившего ему написать серию "Страстей". Однако происхождение мастера было весьма скромным: его отец был мельником в Лейдене. Подобно Ру¬бенсу, Рембрандт постоянно стремился пополнить свое образование. Он поступил в Лейденский университет и изучал латынь - язык, который был необходим для исторического живописца. В Амстердаме художник об¬щался с еврейскими интеллектуалами и жил в еврейском квартале. Путешествовал он очень редко, так как был убежден, что один Амстердам дает ему достаточно материала для творчества.

Подобно Рубенсу, Рембрандт со¬держал свою мастерскую с большим размахом: много лет у него работало около ста пятидесяти учеников и по¬мощников. Они изготавливали копии его полотен, которые он затем подпи¬сывал; работы самих учеников также продавались под его именем. Прави¬лами гильдии это не возбранялось, од¬нако никто не доводил этот обычай до такой крайности, как Рембрандт. В те¬чение многих лет такая практика яв¬лялась предметом жарких споров. Ог¬ромная производительность мастера, давшая ему прижизненную славу, сей¬час относится скорее на счет его уче¬ников. Как и Рубенсу, быстрый успех по¬мог Рембрандту заключить удачный брак. В 1634 году он женится на Сас-кии ван Эйленбург, девушке из знат¬ного семейства и с немалым прида¬ным. Вскоре Рембрандт уже мог так¬же считать себя аристократом; в конце концов, он был любимым ху¬дожником поколения, сформировав¬шего новое отношение к искусству. Подобно Рубенсу, он переехал в боль¬шой городской дом. Молодая жена ча¬сто позировала ему.

В год свадьбы мастер приступил к наиболее парадному и репрезентатив¬ному из ее многочисленных портре¬тов, демонстрировавшему великоле¬пие и богатство (см. слева). Однако в отличие от рубенсовского свадебного портрета, Рембрандт не акцентировал внимание на собственном достатке, поскольку Саския играет роль исторического персонажа в блестящем костюмном портрете, очень популярном среди современников. Она одета в ренессансный наряд, сочетающийся с очень редким в XVII столетии строгим профильным изображением. Ремб¬рандт так и не закончил этот портрет жены до ранней кончины последней в 1642 году; перо на ее шляпе явилось символом быстротечности жизни.

Hosted by uCoz