Архитектура Франции
Луи Лево Коллеж Четырёх Наций
Рассматриваемый нами период охватывает XVII и XVIII столе¬тия, совпадая с эпохой абсолютизма, которая началась при Генри¬хе IV и завершилась революцией 1789 года. За эти двести лет Фран¬ция стала ведущей державой Европы. Первый представитель дина¬стии Бурбонов Генрих IV (1589-1610) положил конец религиозным войнам, перейдя в католичество в 1593 году и объявив свободу ве¬роисповедания Нантским эдиктом 1598 года. Затем Генрих IV на¬чал сознательное расширение королевских полномочий, укрепляя престиж государства и экономическое процветание. Прочное по¬ложение, достигнутое Францией в период его правления, было тем не менее быстро утрачено в эпоху регентства Марии Медичи и при неумелом правлении Людовика XIII (1610-1643).
Жюль Ардуэн-Мансар
Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево Версаль
Жюль Ардуэн-Мансар (1598—1666), возможно, был учеником или младшим подмастерьем де Броса. Он исполнял другие заказы. Мас тера больше привлекала пластическая разработка решения фасада, чем перестройка дворцовых интерьеров. Его шедевр - покои Гасто-на в замке Блуа. Они были построены в 1635—1638 гг. для Гастона Орлеанского. П-образный комплекс обступает маленький парад ный двор. Боковые крылья соединены с центральным блоком по средством изогнутой колоннады. Центральный трехосевой павиль он удивительно элегантен, он декорирован тремя парами пилястр. Большая лестница в центральной части - оригинальное решение, связывающее оси двора и садовые фасады. Декоративные элементы и приемы, использованные при постройке доминирующего цент¬рального павильона, повторились, правда, в более пластически про¬работанной форме, во дворце Мэзон (позднее - Мэзон Лаффит, на¬чат в 1642 году), сооруженного по заказу состоятельного Рене де Лонгёя. Особого внимания заслуживает крыша с ее почти отвесны¬ми плоскостями и высокими каминными трубами. Эти характерные особенности унаследованы от архитектуры XVI века. Элегантный вестибюль принадлежит уже XVIII столетию, его решение остается классическим.
Луи Лево
Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево Версаль
Дворец Во-ле-Виконт близ Мелена стал поводом небывалого скандала. Его строительство, предпринятое в 1656 году придворным архитектором Луи Лево (1612-1670) для министра финансов Нико-ля Фуке, было завершено всего лишь за год и потребовало значи¬тельных затрат. Это сооружение, по отзывам современников, пре¬восходило все когда-либо построенные дворцы. Замок был окру¬жен старомодным, но функциональным рвом и открывался в рос¬кошные сады, спланированные Андре Ленотром (1613-1700). В то время он был никому не известным садовым мастером. Дорога к дворцу ведет через восхитительный двор, фланкированный с слу¬жебными постройками. В центре главного объема, окруженного бо¬ковыми павильонами, — прямоугольный вестибюль, открывающийся во двор и овальный салон, перекрытый куполом и обращенный в сад. Фасад средней части двухъярусный, увенчан фронтоном и оформлен аркадой с маленькими пилястрами, составляющими ра¬зительный контраст с гигантским ордером боковых крыльев. Вели¬колепное убранство интерьера - работа Шарля Лебрена (1619—1690). Новизна архитектурного решения в Во-ле-Виконте со¬стояла в том, что дворец был расположен между двором и садом. Его расположение среди окружающего пейзажа, перспектива, от¬крывающаяся на него от служб через двор и затем через вестибюль в большой салон, а из него в парк, - составили суть важного плани¬ровочного решения, послужившего образцом для многих сооруже¬ний подобного типа. Проект Во-ле-Виконта оказал столь значи¬тельное влияние на архитектуру, что даже стал прототипом самого грандиозного французского дворца - Версаля
Саломон Де Брос
Саломон Де Брос Люксембургский дворец
Де Брос (1571-1626), придворный архитектор и выходец из из¬вестного семейства зодчих, на протяжении второго десятилетия XVII века построил три основных дворца: Куломье (1613), Блеран-кур (1614-1618) и Люксембургский дворец в Париже (1615-1624). С точки зрения типологии наибольший интерес представляет Бле-ранкур, появление которого ознаменовало собой разрыв с прежним принципом П-образной планировки: в Блеранкуре нет боковых крыльев. Это стремление свести здание к единому блоку и его взаи¬модействие с окружающим пейзажем создало условия для дальней¬шего развития типологии дворца эпохи барокко по всей Европе.
Представление о первоначальном проекте Люксембургского дворца, построенного для Марии Медичи, можно составить по со¬хранившейся гравюре. Она изображает основной объем здания с угловыми павильонами, боковыми крыльями и перекрытым купо¬лом павильоном, подчеркивающим центральную часть. Внешний об¬лик дворца суров и четко структурирован. Крыша объединяет не¬сколько кубических объемов, составляющих здание. Рустованный фасад восходит к палаццо Питти - городской резиденции Медичи во Флоренции. Дворец, где с 1642 года жил Гастон Орлеанский, во внутреннем убранстве также отмечен чертами нового стиля. Так, угловые павильоны представляют собой покои, состоящие из не¬скольких отдельных комнат. Это решение предвосхищает проекты, которые появятся позднее и будут обеспечивать большее удобство и функциональность помещений. К тому же галерея правого крыла между 1622 и 1625 годами была украшена циклом картин Рубенса, посвященных Марии Медичи. Левое крыло должно было быть укра¬шено сценами из жизни Генриха IV, однако этот замысел так нико¬гда и не был осуществлен. Следующими работами Саломона де Бро-са стали Дворец Правосудия в Ренне (1618) и большой зал Дворца Правосудия в Париже (1619-1622).