Филиппо Ювара садовый фасад дворца
Филиппо Ювара садовый фасад дворца

Архитектура Голландии

Фасады на Гран-плас
Фасады на Гран-плас

На протяжении первой половины XVII века Южные Нидерланды, рас¬положенные на территории современ¬ной Бельгии, переживали экономиче¬ский и культурный подъем. Однако этот процесс затронул в большей сте¬пени изобразительное искусство, не¬жели архитектуру. В то время как Рубенс, Ван Дейк и Йордане открывали новые горизонты в области живописи, зодчество оставалось в плену старых традиций. Причиной тому было силь¬ное воздействие идей Контрреформа¬ции, поставившей надежный заслон протестантизму в южных областях по¬ка еще единых Испанских Нидерлан¬дов. Мастера этих частей страны ори¬ентировались на хорошо знакомые им готические прототипы, маньеристиче-ские формы и приемы, заимствован¬ные во французской школе. Между тем здесь не было создано ни одного подлинно самобытного памятника.

Одним из немногих исключений стал дом Рубенса в Антверпене. Спроектированный самим художником, он был построен в 1611-1616 годах. При возведении П-образного здания с двором и садом мастер не придерживался какой-либо строго оформленной концепции, и это строение сложно отнести к какому-либо определенному стилевому направлению. Фасад и портик, напоминающие о крепостной архитектуре, выдержаны в традициях маньеристического зодчества Италии. Это течение Рубенс хорошо изучил, проведя восемь лет по ту сторону Альп. Тем не менее, исполненная серия гравюр "Дворцы Генуи" (1622) в гораздо большей степени повлияла на становление светского строительства, нежели его собственные архитектур¬ные опыты.

Виллем Хесиус

Виллем Хесиус церковь св.Михаила
Виллем Хесиус церковь св.Михаила

В середине столетия в архитектурной практике наметился перелом, чему способствовало появление таких роскошно украшенных храмов, как Сен Луп (строительство началось в 1621 году по проекту Питера Хейсенса), иезуитская церковь св. Михаила в Лувене (Виллем Хесиус, 1650-1666), церковь святого Иоанна Крестителя в Брюсселе (1657-1677) и церковь апо¬столов Петра и Павла в Мехелене (1670-1709). Фасады, как правило, скрывали трехнефные базилики, в которых элементы готической архитектуры сочетались с ордерной системой и маньеристической декорацией. Колонны, пилястры и арки, покрытые декором - характерная особенность архитектуры южных провинций Нидерландов и черта, совершенно немысли¬мая в тех странах, где классическое влияние было достаточно сильно, как, например, во Франции.

Северные провинции

Архитектура северных областей, на¬ходившихся под властью испанской короны до 1648 года, развивалась со¬вершенно в ином направлении, нежели на юге. Обращение населения этого региона к кальвинизму, стремление созвать Генеральные штаты принесло с собой разногласия с метрополией, отделение от владений Габсбургов и, наконец, выход из состава Священной Римской империи. Результатом стало не только иконоборчество - религиоз ная архитектура также приобрела здесь совершенно неповторимые осо бенности. Не менее важны были эко номические факторы: расширение торговли в городах страны, быстро за нявшей положение ведущей европей ской морской державы, привело к то му, что буржуазия стала основным за казчиком, и ее представители играли роль меценатов.

Рост влияния Амстердама имел следствием оживление градострои тельства. О нем свидетельствует со оружение в XVII веке кольца из трех каналов и план 1612 года, предусмат ривавший радиальное развитие горо да. До сих пор визитной карточкой го рода остаются прямые каналы, парал лельные участки земли и высокие кирпичные фасады. Подобно Амстердаму, многие голландские города в на чале XVII века украсили свои улицы величественными торговыми здания ми. Рапенбург в Лейдене - "прекрас нейший канал в Европе" - удачный пример проявления индивидуального начала в архитектуре городских дворцов.

Хендрик де Кейсер

Ведущим архитектором своего вре мени был Хендрик де Кейсер (1565-1621); он построил множество част ных домов, а также здание Биржи (1608), взяв при этом за образец анг лийскую модель аналогичного соору жения. Его церкви стали новым сло вом в протестантском храмовом стро ительстве. Западная церковь, возве денная в 1620 году, или в еще большей степени Северная (работа де Кейзера или Хендрика Стетса) являются хара ктерными примерами кальвинистских молельных домов, они должны были стать образцом для подражания всего протестантского мира. В интерьере доминирует центральное пространст во, всегда имеющее в основании ка кую-нибудь геометрическую фигуру: восьмиугольник, круг или греческий крест.

Арент ван Гравенсанде

Арент ван Гравенсанде дворец Маурицхейс
Арент ван Гравенсанде дворец Маурицхейс

Сидения для молящихся распо¬лагаются вокруг алтаря и купели, по¬добно театральным креслам. Один из лучших примеров сооружений такого типа - церковь Марекерк в Лейдене, строительство которой велось начи¬ная с 1639 года. Главный архитектор Арент ван Гравенсанде взял за основу план, известный со времен Антично¬сти: восьмиугольник с обходной гале¬реей. Эта модель привлекала внимание еще Леонардо да Винчи. К этой же схеме тяготели и более поздние со¬оружения, такие, как Новая церковь в Гарлеме Якоба ван Кампена (1645) -план этой постройки представляет со¬бой квадрат со вписанным в него кре¬стом - или лютеранская церковь в Амстердаме, возведенная Адрианом Дорсманом в форме ротонды в 1685 году.

В XVII веке произошли значительные изменения и в светской архитектуре. Еще в начале столетия формы, характерные для эпохи Возрождения, господствовали в зодчестве Голландии. Этот стиль, сочетавший традиционную кирпичную кладку с маньери-стической декорацией, определял ли¬цо города; о нем мы можем судить по оформлению старых мясных рядов в Гарлеме Ливена де Кея (1602-1603) или Кловенирсдоелена (тира для стрельбы по мишеням) в Миддельбурге (1607-1610). После 1620 года в придворных кругах стало очевидным тяготение к классицистическому напра¬влению, выраженному в формах, на¬веянных французским искусством, а также английским палладианством.

Якоб ван Кампен

Якоб ван Кампен ратуша в Амстердаме
Якоб ван Кампен ратуша в Амстердаме

Росту популярности классицизма во многом способствовал Якоб ван Кампен (1595-1657) - состоятельный ху¬дожник и архитектор, учившийся в Италии и вернувшийся в Голландию, увлеченный новаторскими идеями. Его первая работа - дом Коймана в Амстердаме (1624), решение которого указывает на знакомство архитектора с творениями Палладио и Скамоцци. Дворец Маурицхейс в Гааге, построенный им для внучатого племянника правителя Фредерика Хендрика Йохана Маурица в 1633-1644 годах, стал образцом для подражания при возве¬дении множества городских и сельских домов. Блоковидный объем покоится на высоком цокольном этаже и украшен пилястрами гигантского ионического ордера. Крыша с перело¬мом и контраст тесаного камня и краснокирпичных стен напоминает о традициях голландской архитектуры.

Безусловным шедевром Ван Кампена стала Ратуша в Амстердаме (в настоящее время Королевский дворец). Работы начались сразу после заключения Вестфальского мира в 1648 году. Прямоугольное в плане сооружение имеет два внутренних двора, и его смысловым ядром является парадный зал. Цилиндрический свод и зал, протянувшийся во всю длину здания, соз¬дают ощущение пребывания в храмовом пространстве. Повторяя схему наружного убранства, архитектор ук¬расил интерьер коринфскими пилястрами. Декорация Ратуши красноречиво свидетельствует о самоуверенности жителей Амстердама. (В оформлении принимал участие скульптор Арт Квеллин и его мастерская, живописные работы выполняли Рембрандт и Йордане.)

В конце XVII века в Голландии, как и во всей Европе, особенно мощным становится французское влияние. Этому способствовала и политическая ситуация: множество архитекторов-гугенотов оставили свою родину после провозглашения Нантского эдикта и пытались получить заказы при других европейских дворах. Эти изгнанники распространяли барочные тра¬диции по всей Европе. Охотничий до¬мик принца Оранского Вильгельма III Хет Лоо близ Аппельдорна - неоспо¬римое свидетельство талантов гугенотов. После 1684 года Якоб Роман и Даниель Маро (около 1660-1752) по¬строили дворец и разбили сад, ориен¬тируясь на французскую классицистическую традицию. Будучи придвор¬ным архитектором Вильгельма III, Маро последовал за своим господи¬ном в Англию, но позже вернулся в Нидерланды и обосновался в Гааге. Там он построил несколько городских дворцов в стиле позднего барокко, среди которых здание королевской библиотеки (1734)

Hosted by uCoz